Центр подготовки консультантов по ГВ
и помощи кормящим мамам
"Мама-Сити"
под руководством Ольги Владимировны Евтух

Консультации и ВЫЗОВ НА ДОМ:
Москва: +7 495 228-03-29 (Вызов на дом, горячая линия),
              +7-926-384-49-19 (Вызов на дом, WhatsApp)
Санкт-Петербург: +7 911 925-46-70 (ВЫЗОВ НА ДОМ)
Владимир: +7 (4922)60-30-04

Услуги и цены

Выбери для себя и малыша лучшее из возможного! 

Подробнее

Вызов на дом

По телефону: +7-495-228-03-29

 Онлайн: Оставьте заявку 

Обучение

Дистанционный курс

Стань консультантом в своем регионе!

Подробнее

Партнерская программа

Вы можете передавать заявку на консультацию в Мама-Сити и получать денежное вознаграждение.

Подробнее

Пора вводить прикорм?

Оговоримся сразу: все, что написано в этой статье, относится исключительно к ребенку, находящемуся на грудном вскармливании, организованном естественным образом! Когда же начинать прикорм ребенка на грудном вскармливании? Есть много мнений по этому вопросу. Многие продолжают настаивать на введении овощных и фруктовых пюре и каши с 4-месячного возраста или предлагают прикармливать ребенка после появления первого зуба.

Консультанты по грудному вскармливанию рекомендуют знакомить с новой пищей только после появления у малыша интереса к ней. Такой прикорм называется педагогическим, его основная цель - не накормить ребенка, а познакомить его с новой пищей, научить жевать и добывать еду не только из маминой груди. Примерно в полгода малыши начинают проявлять интерес к содержимому маминой тарелки: именно такое поведение и свидетельствует о готовности вашего крохи к знакомству с новой пищей. Причем подобный интерес малыша связан не с возникающим у него чувством голода, а с желанием подражать маме. Каковы же принципы введения прикорма малышу при естественном вскармливании?

Первое знакомство

Начинают знакомство малыша с введения микродоз продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка. Микродоза для мягкой пищи - это примерно столько, сколько помещается у вас между подушечками большого и указательного пальцев или на кончике чайной ложки. И для жидких продуктов - один глоток (наливается в маленькую чашку на донышко). Ребенок может "за один присест" попробовать то, к чему он проявляет интерес, в количестве до трех микродоз. Давайте в руку малышу только твердые куски, от которых он сам много не отъест (морковки, кочерыжки, сушки). Микропробы давайте 3-4 недели. За это время кроха уже может перезнакомиться с очень многими продуктами и научиться пить из чашки. Прикорм не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком.. Постепенно увеличивайте количество пищи, позволяя крохе съесть больше. Старайтесь сохранить у ребенка интерес к еде. От полугода до полутора лет он должен познакомиться со всеми продуктами, которые едят в семье. Чтобы сохранить желание пробовать, до 8-11 месяцев нужно ограничивать пищевой интерес малыша: если он съел 3-4 чайные ложки одного продукта и просит еще, дайте ему что-то другое. Введение прикорма выглядит примерно так: малыш выпрашивает кусочки и вы его иногда оделяете. В этой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает. Малыш должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки, своя тарелка появляется у крохи, когда он начинает есть отдельно, обычно после 8-11 месяцев. До этого возраста ребенок может есть, сидя у вас на руках и из вашей тарелки. Если кроха устал есть, потерял интерес, сразу же унесите его из-за стола. Нередко мамы совершают ошибки, связанные не собственно с кормлением, а с поведением малыша за столом. Например, кроха некоторое время ест неаккуратно, предпочитает брать рукой еду, класть ее в ложку и нести в рот. Многие считают это недопустимым, отбирают у ребенка ложку и начинают кормить. В результате у крохи пропадает желание есть самостоятельно. Ему может очень нравиться какой-то продукт, он требует еще и еще, и мама ему уступает, а на следующий день у малыша - пищевое расстройство.

При правильном введении прикорма самочувствие ребеночка не ухудшается и он продолжает нормально развиваться. Если вы знаете варианты нормального поведения малыша, адекватно их оцениваете и вовремя корректируете, ребенок вырастает умеющий себя правильно вести за столом и с хорошим аппетитом. 

Как можно определить, что прикорм введен неправильно?

Ребенок в течение некоторого времени ест очень хорошо, а потом отказывается пробовать и есть что-либо. Значит, малыша перекормили, он переел. Выход из ситуации: дней пять брать ребенка с собой за стол, ничего ему не предлагать и с аппетитом есть в его присутствии. Часто мамы не справляются с введением прикорма как раз потому, что им очень хочется накормить малыша другой едой. Многие убеждены, что грудное молоко - не очень надежная жидкость и его необходимо дополнять другой пищей. Игнорируется тот факт, что молоко - совершенный продукт, созданный эволюцией именно для выкармливания детей, абсолютно полноценный но своей усвояемости и питательности. Доказано, что раннее введение другой пищи ухудшает усвояемость питательных веществ из молока. Полноценно усваивать эти вещества из другой пищи ребенок начинает только после года. Ваша задача - не накормить ребенка едой, а познакомить его с ней и поддерживать интерес к еде. Если вы хотите, чтобы в будущем у малыша был хороший аппетит, не кормите ребенка после того, как он потерял интерес к процессу еды. Маме, потратившей полдня на изготовление пюре, тяжело смотреть, что ребенок съел две ложки. Так и хочется его поймать, отвлечь книжкой или игрушкой, лишь бы рот открывал. Не делайте этого! Малыш, прикладывающийся к маминой груди, никогда не страдает от голода и жажды! 

Вопросы мам

  • Если давать малышу кусочки пищи, не подавится ли он?
    Еду для крохи не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если вы даете ребенку что- то, от чего он может откусить большой кусок, посадите его на колени и следите за ним: как только малыш откусит большой кусок, вытащите его изо рта. Ребенок постепенно обучается жевать своими пока еще беззубыми челюстями.
  • Как быть, если малыш выплевывает даже маленькие кусочки, вместо того чтобы глотать?
    Многие дети неделю-две выплевывают все, затем начинают выплевывать кусочки "через один", половину глотают, потом, наконец, начинают глотать все. Проявляйте терпение и не настаивайте. В то же время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки. 
  • Как быть с солью, сахаром, специями, содержащимися в пище взрослых, которую будет пробовать малыш? В детском питании всего этого нет и поэтому оно может быть полезнее для малыша, чем еда с общего стола?
    Пища действительно содержит соль, сахар, нитраты и многое другое. И детское питание содержит. Подчеркнем еще раз: сейчас ваша задача - не накормить ребенка другой пищей (что можно сделать и детским питанием), а продолжить процесс адаптации его желудочно-кишечного тракта к другой еде. Пока ребенок ест маленькие количества пищи, он адаптируется к ее составляющим: и к соли, и к сахару, и к другим ее компонентам. А когда он будет съедать значимые объемы пищи, то уже будет вполне способен со всем этим справляться. 
  • Нужна ли дополнительная жидкость в связи с началом введения прикорма?
    Основную жидкость малыш продолжает получать из грудного молока. Интересоваться собственно водой и питьем он начинает обычно после года. Обычно ребенок интересуется содержимым маминой чашки и пробует его, если налить ему немного питья в кружечку.
  • Если ребенку почти 5 месяцев, он интересуется любой едой и требует пробовать, можно ли сейчас вводить ему педагогический прикорм?
    Любознательному малышу очень хочется делать с едой то же, что и его мама. Но надо помнить, что в неполные 5 месяцев ферментные системы только-только начинают созревать. Ситуация в кишечнике сейчас стабильна, вмешиваться в нее раньше времени опасно. Ваша задача - защитить эту стабильность от преждевременных вмешательств. Проще говоря, уносите малыша из кухни и не ешьте в его присутствии. Консультанты не раз встречались с ситуацией, когда мама, даже знающая, как правильно вводить прикорм, проявляла нетерпение и в результате ребенок получал срыв в пищеварительной системе. 
  • Есть ли особенности введения педагогического прикорма, если малыш или его родители - аллергики?
    Конечно же, есть. Такому крохе медленнее и осторожнее вводят продукты, начиная с гипоаллергенных; количество прикорма увеличивают намного медленнее, чем обычно. Скорость введения продуктов можно охарактеризовать так: "один шаг вперед, два шага назад". Вы сами должны соблюдать гипоаллергенную диету, исключая продукты, вызывающие у вас аллергию или любые другие неудобства. Все пробы продуктов надо заканчивать прикладыванием к груди. Необходимо вводить не больше одного продукта в день и следить за реакцией малыша на него в течение, как минимум, 3 дней.
  • Как быть с ребенком старше года, не имеющим аппетита?
    До года попытки ввести прикорм не приводили ни к чему. Сейчас ест плохо, и только определенные виды баночного питания. Как же приучить ребенка к взрослой пище и повысить его аппетит?

    Часто так получается, если из кормления ребенка устраивают отдельный процесс. Перестаньте кормить малыша отдельно. Сажайте его за стол вместе со всеми и не пытайтесь кормить. Сделайте вид, что вам всем безразлично, ест ребенок или нет. Пусть несколько дней смотрит, как едят другие члены семьи. Если начинает просить что-то - давайте. Положите в тарелку то же, что и всем. В присутствии малыша необходимо есть с аппетитом. Не пытайтесь отвлечь его, не ругайте и не наказывайте, если ребенок что-то разольет, уберите и покажите, что все едят аккуратно.

 

Познакомились? Пора и подружиться!

Когда же прикорм перестает быть просто знакомством с новыми продуктами и начинает заменять кормления?

Грудное вскармливание и переход на пищу с общего стола - параллельные процессы. Замещений кормлений прикормами не происходит. Дело в том, что основные кормления из груди у ребенка 6 месяцев и старше связаны со сном. Малыши много сосут при засыпании на дневной и ночной сон, прикладываются к груди при пробуждении от дневного сна и утром, а также сосут ночью, особенно ближе к утру. А знакомство с прикормом и еда с общего стола происходят во время маминых завтраков, обедов и ужинов. Относительно большие порции ребенок ест уже в возрасте около года и старше. Но и в этот период малыши часто предпочитают запивать пищу молоком из груди. Витамины и прочие полезные вещества ребенок продолжает получать с грудным молоком в достаточных количествах и в оптимальных для усвоения формах при условии, что его грудное вскармливание правильно организовано, а мамочка не испытывает недостатка в питательных веществах.

Лилия Казакова, педиатр, консультант по грудному вскармливанию. 
Использованы материалы книги Ж.В. Цареградской "Консультирование по грудному вскармливанию"
По материалам: "Мой ребенок" май 2002г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии   

0 # Даша 30.10.2017 17:11
Здравствуйте, малышке уже 6 мес- , начала вводить прикорм. Кушает с аппетитом все ( если не нравится выплевывает и больше не даем пока такой продукт). Малышка любит очень спать с грудью ( посасывая ) из-за этого переедает ( я так думаю, т.к.срвгивает и икает потом). Как же вводить прикорм, если и так переедает ? P.S: она самостоятельно не отказывается ни от груди , ни от прикорма , сколько дашь , сколько и съест.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+2 # Екатерина Зизина 30.10.2017 19:37
Даша, здравствуйте!
Посмотрите наши статьи о введении естественного прикорма. Сейчас основная задача прикорма - познакомить ребенка с новыми вкусами, а не накормить. Возможно, вам нужно снизить интенсивность и количества прикорма.
Вот, например, цитата из статьи
"ВОЗ предлагает следующие темпы увеличения объема прикорма: если он был начат в 6 месяцев, то к году другая еда должна составлять примерно 25% от общего рациона крохи. Таким образом, через полгода после начала знакомства с новой едой ваш малыш кроме грудного молока будет получать примерно 150-250 г прикорма в сутки, включая воду, кефир и другие жидкости. Даже к 1,5 годам (или через год после начала введения прикорма), когда ребенок полностью перешел на общесемейный рацион, самостоятельно орудует ложкой и вилкой, пьет из чашки и ловко справляется с мандарином, грудное молоко должно оставаться основным его питанием." Полная статья тут http://mama-city.ru/index.php/articles/prikorm/180-prikorm-1
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Даша 30.10.2017 20:57
Спасибо за ответ, вроде и так стараюсь только на завтрак, пару ложек и хватит, хоть ребенок и возмущается, что забираю.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Екатерина Зизина 30.10.2017 21:49
В таком случае вряд ли ребенок переедает, хотя можно попробовать перейти на более маленькие дозы. Если срыгивания начались именно сейчас, то, есть вероятность, что эти продукты не подходят и надо попробовать другие, а эти уменьшить до порции на кончике ложки. Почитайте по ссылке все части про введение прикорма, там очень подробно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # ОльгаW 23.12.2015 09:17
У меня сын в 5 мес.заинтересов ался яблоком и бананом-дали попробовать,сье дал от 3ложек до1/4 яблока ..часто не кормили,ест-дае м,не ест-не настаивает ..В 6месяцев ничего не хочет пробовать,тольк о на ГВ.Овощи,мясо,б ульон предлагала-закр ывает рот..При этом у нас гемоглобин 103,врач ставит анемию ..Что я делаю не так?и почему на ГВ возникает анемия, ведь отсутствием аппетита не страдает,грудь берёт с удовольствием ..
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Вероника Макарова 25.12.2015 14:59
Здравствуйте, Ольга.
В вашей ситуации была бы полезна очная консультация по прикорму.
Для введения прикорма есть характерные признаки готовности ребенка: интерес к пище, которую едите вы, умение сидеть, появление первых зубов, умение удерживать предмет в руках/пальцами.
Берете ли вы малыша с собой за стол, когда садитесь завтракать, обедать, ужинать сами, всей семьей?
Диагноз "железодефицитн ая анемия" не ставят на основании лишь данных общего анализа крови. Анемия может быть вызвана другими причинами. Потребность ребенка в железе нарастает постепенно, а усваивается железо наиболее эффективно из грудного молока.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # ОльгаW 26.12.2015 06:32
Спасибо за ответ!Что касается характерных признаков-сын ссын сидит ещё с поддержкой,зуб первый вылез,за стол с собой берем-сидит на коленях и смотрит,как мы едим))).Сейчас стала давать ему яблоко в ниблере-начал брать в рот,обсасывать ..Меня волнует,в связи с чем у ребёнка на ГВ анемия?Может я чего-то не доедаю?Дело в том,что он у меня аллергии и все это время,я стараюсь соблюдать строгую диету ...В остальном он шустрый,весёлый ,грудь сосёт активно .
Была бы не против очной консультации.Ка к это возможно?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Вероника Макарова 26.12.2015 23:19
Ольга, напишу вам ответ на почту.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Ассоциация консультантов по естественному вскармливаниюРейтинг@Mail.ru SpyLOG Rambler's Top100