Центр обучения и поддержки семьи МАМА-СИТИ
Консультации по грудному вскармливанию, прикорму, слингам

Горячие линии по грудному вскармливанию:
Москва: +7 495 228-03-29, +7 495 661-87-98
Санкт-Петербург: +7 911 925-46-70
Владимир: +7 (4922)60-30-04

Уникальная возможность!

консультации

Ольги Владимировны Евтух 

Записаться на консультацию

Вызов на дом

По телефону: +7-495-661-87-98

Онлайн:
оставьте заявку

Обучение

Дистанционный курс

Стань консультантом в своем регионе!

Подробнее

Санкт-Петербург

Консультации по грудному вскармливанию, прикорму и отлучению от груди
Подробнее

Статья написана для сайта
Наш ребенок

Прикорм для грудничка. Часть 3

Продолжаем рассказывать о формировании пищевого поведения ребенка, находящегося на грудном вскармливании. В этой, последней части статьи мы поговорим о том, как проходят следующие этапы прикорма, а также дадим практические советы по "организации жизни за столом".

Второй этап - энергетический

Начинается с 8-14 месяцев - в зависимости от скорости прохождения предыдущих периодов введения прикорма. Отличается следующими особенностями:

  • пища начинает восприниматься ребенком как источник энергии и как способ удовлетворить свой голод. Типичной становится ситуация, когда голодный малыш после прогулки будет тянуться не к груди, а к замеченному на столе банану или к чашке сока, который пьет старший ребенок;
  • как правило, из всего разнообразия блюд для данной трапезы малыш выбирает какой-то один продукт, которым старается наесться. Все остальные он при этом тоже может попросить - но съест не очень много;
  • объем одного выбранного продукта ограничивается (бдительной мамой) двумя столовыми ложками. При желании продолжить трапезу кроха должен выбрать любое другое блюдо из предложенных;
  • малыш, как правило, не нуждается в запивании взрослой еды маминым молоком;
  • изменяется стул ребенка - становится более оформленным.

На этом этапе очень важно продолжать всячески поддерживать пищевой интерес ребенка и поощрять кроху к инициативе в еде. Не давайте ему есть, если он не просит. Не кормите его с ложки. Без лишней необходимости не предлагайте еду сами. Вы можете аппетитно жевать в его присутствии или просто сообщить ему, что садитесь завтракать. Пусть он самостоятельно и трезво оценит свое самочувствие: голоден ли он? готов ли сейчас усвоить мамину кашу? его организму нужна каша или сыр? будет он запивать еду водой или маминым молоком?

Если ребенок проявил желание - взяли за стол, положили ему небольшую порцию, ровно такую, какую он точно съест. Если все съел и захотел еще - щедро добавили столовую ложку еды!

Малыш на этом этапе учится:

  • употреблять продукты в разумных объемах;
  • не переедать;
  • прислушиваться к своим пищевым и энергетическим потребностям;
  • интуитивно определять вид продукта, наиболее необходимого его организму на сегодняшний день;
  • слушаться маму - именно она контролирует его поведение за столом и решает, что ему дозволяется съесть и в каких объемах.

Важно: слишком быстрое увеличение объема взрослой еды уменьшает количество грудного молока и ухудшает его усвояемость. Постарайтесь до исполнения малышу полутра лет (или до завершения года после начала введения прикорма) не давать ребенку больше двух столовых ложек одного продукта в один прем.. Предложите что-нибудь другое из блюд данной трапезы, если малыш проявляет настойчивое желание продолжить совместную еду.

Третий этап - переходный

Начинается через год после начала введения прикорма. Сроки его окончания совпадают с моментом завершения грудного вскармливания - после двух лет. Каковы его особенности?

  • Малыш полностью перешел на общий рацион.
  • Сидит на отдельном стуле за общим столом.
  • Самостоятельно пользуется столовыми приборами.
  • Сам поддерживает чистоту во время еды.
  • Практически не нуждается в посторонней помощи для питья и приема пищи.
  • По-прежнему проявляет активный интерес к еде.
  • Кормление грудью продолжается и изменяется в соответствии с возрастными потребностями ребенка.

А на практике?

Теперь давайте попробуем представить себе введение прикорма в красках.

Обычно в адаптационный период это выглядит так. Мама села есть, расположившись боком к столу. На дальней от стола коленке усаживаем малыша таким образом, чтобы у него не было шансов дотянуться до содержимого маминой тарелки. Рядом кладем тряпочки для вытирания и салфетки. Одежда мамы предусматривает возможность дать грудь. Одежда крохи не слишком нарядная - будет обидно испачкать ее. На столе есть только та еда, которую мы будем есть прямо сейчас: все печенья и фрукты "для полдника" лучше убрать из поля зрения карапуза. Предусмотрены варианты, чем занять его, когда он потеряет пищевой интерес: переместить на пол или на подстилку с игрушками, вручить погрызть что-то деснами, пока мама закончит есть (не спуская кроху с колен), отдать кому-то на руки... Как только малыш начал просить еду - даем крошечные порции!

Есть несколько способов:

  1. Кладем крошки прямо в ротик малышу (если продукт имеет более или менее рассыпчатую консистенцию - крупы, макароны, кусочки хлеба, салата и т.п.).
  2. Намазываем на ложку (если консистенция пюреобразная) и вручаем ребенку.
  3. Выкладываем в тарелочку (которую придерживаем свободной рукой) то, что детка будет пытаться самостоятельно захватить и отправить в рот. Если неудобно следить за сохранностью тарелки - кладем микропорции рядышком на стол или подстилку.
  4. Твердые продукты - очищенные яблоки, овощи, сушки-сухари и т.п. - тоже предлагаем малышу самостоятельно взять со стола или из маминых рук. Внимание! Знакомиться с ними он должен только у вас на коленях и под вашим бдительным присмотром. Как только вы заметили, что откушенный кусочек превышает жевательные возможности ребенка - немедленно удаляем его изо рта, сохраняя спокойствие и доброжелательность!
  5. Жидкость для питья наливаем в небольшую чашку с широким горлышком (в форме перевернутого усеченого конуса) в объеме 1 чайной ложки. Учим малыша захватывать чашку и опрокидывать ее содежимое себе в ротик. Если просит добавки - наливаем еще. Детки первого года жизни очень быстро теряют интерес к питью. Обычно способность выпить 30-50 граммов за раз появляется только ближе к полутра годам.
  6. Супы пробуем несколькими способами: обмакиваем ложку в бульон и даем для исследования/облизывания крохе; вылавливаем содержимое и помогаем донести ложкой до рта; обучаем прихлебывать из ложечки. При этом ложку держит сам малыш, а мама ему только помогает! Самостоятельно зачерпывать он научится скорее всего тогда, когда освоит самостоятельную ходьбу.

Почему важно поместить кроху к вам на руки, а не на отдельное место?

Во-первых, в адаптационный период важна доступность грудного молока, ведь именно оно помогает полноценно усвоить новую еду. В любой момент кроха может попросить грудь!

Во-вторых, мама полностью контролирует пищевое поведение ребенка: вытирает, помогает, дает новые порции, обучает технике приема пищи и т.п.

В-третьих, у малыша есть хорошая возможность вести наблюдение за тем, как умеет есть мама, и обучаться этому через подражание.

В-четвертых, маленький человечек чувствует собственную сопричастность общей трапезе! Он - как "большой", сидит за взрослым столом, участвует в беседе, старается есть как взрослые. Есть на ручках у мамы - очень сильный стимул в поддержании пищевого интереса.

На втором, энергетическом, этапе введения прикорма малыш совершенствует навыки правильного поведения за столом, учится самостоятельно захватывать пищу ложкой, пользоваться по назначению тарелкой. Можно даже показать ему удобство использования вилки - нет ничего увлекательней для деток, чем по-охотничьи проткнуть макаронину или кусочек запеканки и отправить "добычу" за щеку!

На этом этапе у крохи появляется отдельное место за столом. Признаки готовности к получению этой привилегии:

  • малыш освоился в обращении с собственной тарелкой, ложкой, вилкой и чашкой;
  • не скидывает со стола столовые предметы;
  • не переворачивает тарелки и чашки;
  • не выплевывает еду;
  • научился есть более-менее аккуратно ложкой, не размазывая вокруг ее содержимое.

Обычно это происходит ближе к первому дню рождения малыша. До этого он должен научиться есть как взрослый, сидя у мамы на коленях!

Для деток старше года характерна неусидчивость: посидели пять минут, поели, потеряли интерес к еде, убежали по своим делам. А через несколько минут снова вернулись и просят есть! Можно дать прямо из вашей ложки. Можно заново усадить за стол. Но бороться с этим бессмысленно - надо просто принять эту возрастную особенность, которая при правильном отношении мамы скоро пройдет. Единственное, чего нельзя позволять - это выходить с куском еды из кухни. Со временем ребенок все равно переймет те правила поведения за столом, которые приняты в семье. Ну согласитесь, ждать полчаса, пока мама с папой неспеша поделятся всеми новостями дня - невыносимо скучно для активных непосед.

На этапе переходного питания малыш, как уже было сказано выше, ест полностью как взрослые. Самостоятельно. Аккуратно. С большим аппетитом! Единственное отличие - он по-прежнему не в силах выдержать длительные трапезы. Его норма - 10-15 минут.

Желаем успеха!

Опыт и традиция показывают, что нет ничего проще, чем вводить прикорм естественным способом. Эта методика учитывает необходимость длительного кормления грудью, возрастные особенности поведения ребенка, темпы дозревания функциональных систем организма, скорость физического развития крохи. Не требуется больших финансовых затрат на приобретение специального детского питания. Нет обид со стороны других членов семьи на тему "а почему ему дали не то, что мне". Нет необходимости переживать за рацион младенца, если вы отправились в гости или в путешествие. Зато есть радость от лицезрения аппетита крохи, гордость за его самостоятельность за столом, уверенность за его здоровое отношение к еде в будущем.

Мы постарались описать введение естественного прикорма в общих чертах. При возникновении вопросов или затруднений обязательно обращайтесь к консультантам по естественному вскармливанию - они с большим удовольствием поделятся всеми тонкостями формирования правильного пищевого поведения ребенка.

Мария Гуданова
консультант по грудному вскармливанию

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии   

0 # Даша 31.08.2014 13:14
Спасибо за статью! Так трудно найти информацию, отличающуюся от того, что говорят педиатры.
Подскажите пожалуйста, такая ситуация: ребенку 8 месяцев, начали в 6 давать по крошечке продукты со стола. Сначала все было хорошо, потом (через 1-2 недели) начались колики (вздутие животика). Я приостановила такое знакомство с едой. 3 недели давала Хелак форте (на всякий случай - думала, испортила микрофлору). Но ничего не изменилось - сейчас что бы ни попало ребенку в рот (яблоко, морковь, творог, кабачок) - все вызывает вздутие живота.
Откладываю каждый раз на 4 дня следующую пробу пищи.
Бабушки бьют тревогу - "ребенок голодный", педиатры настаивают на том, что все равно нужно начинать кормить ребенка.
А я теряюсь. Пока кормлю только грудным молоком.
Вес ребенок набирает нормально. Настроение хорошее.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+1 # Даша 20.10.2014 16:26
Не дождалась ответа с сайта. Нашла выход: сходила к гомеопату. Колики прошли. Сейчас ребенок прикармливается нормально. Особенно это было удобно на отдыхе. Спасибо за статью. Перечитываю по несколько раз.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Наталья 30.10.2014 21:01
Даша, а не поделитесь с нами, что вам посоветовал гомеопат. А то мы и так коликами долго страдали, а с введением прикорма совсем на лекарства сели. Уже не знаю что делать, а время идет.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Даша 31.10.2014 08:53
гомеопат выписывает препарат индивидуально для каждого человека. То, что нам прописал вам может не подойти.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Екатерина Зизина 21.12.2014 18:04
Даша, приносим извинения, что вовремя не ответили на вопрос. Очень хорошо, что у вас все разрешилось! Скорее всего колики не были связаны с вводом прикорма, если вы прикармливали микродозами.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Анастасия 23.12.2014 19:33
Здравствуйте! Очень понравилась статья,полезная , четкая и емкая!многое встало на свои места у меня в голове после прочтения.
Моему крохе 10 месяцев и прикорм я начала в 5,5 мес. Были маленькие прибавки веса...Начала по стандартной педиатрической схеме,но ел плохо... всего 3-10маленьких ложек. Я еще не знала о естественном прикорме и била тревогу... накормить любым путем... развлекала,отвл екала,включала музыку и т.д. лишь бы ел... отбила интерес к еде. Теперь сам вообще не просит,всегда предлагаю сама и еду и грудь...прибавк и маленькие,но для нашего возраста такие уже норма. Ел при всех этих развлечениях не много, но 50-100гр. За раз съедал(кормила 3раза за день, а грудь на каждый сон и если попросит)
и вот недавно узнала о естественном прикорме и решила попробовать, он стал есть всего пару ложек и все.у меня шок-вместо 200гр. еды за день кроме молока теперь только 30-50...мы итак стройные, боюсь совсем исхудаем. ..
И как проголодается просит грудь,а не еду...
Как быть?
Все ли я правильно делаю?
Какие объемы еды малыш должен съедать в этом возрасте при таком прикорме?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Даша 23.12.2014 20:30
По-моему,все нормально. Моему ребенку год, она может три ложки съесть за обед. Зато сама ложку берет и окунает в тарелку. Я радуюсь, что она интересуется едой. Знаю, что очень любит помидоры и борщ. Так что если вдруг накатывает паника - даю ей любимые блюда и смотрю как онаих уплетает))))
А вообще, по теме: не могу представить себе ни единого живого существа , которое бы морило себя голодом специально ... до худобы, до смерти... ну это же абсурд! Рано или поздно захочет что-нибудь съесть . Посмотрите на щенят - до 1,5 месяцев сосут титьку у мамы, а потом переходят на ее корм
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Екатерина Зизина 22.01.2015 00:44
Анастасия, здравствуйте!
Не волнуйтесь, поддерживайте у ребенка пищевой интерес! Вы на верном пути!
Калорийность грудного молока около 700 ккал, сравните с калорийностью обычной еды. Не отказывайте в груди и ребенок сам будет регулировать свою сытость. А прикорм будет для него именно знакомством с новой пищей. Вы ведь по сути только начали все с начала. Поэтому и объемы у вас нарастают с отставанием. Следуйте принципам, описанным в статьях на сайте. Постепенно объем будет увеличиваться. Но сейчас пока основная еда для ребенка по-прежнему грудное молоко. На естественном прикорме объемы еды наоборот ограничиваются. "Постарайтесь до исполнения малышу полутра лет (или до завершения года после начала введения прикорма) не давать ребенку больше двух столовых ложек одного продукта в один прем.. Предложите что-нибудь другое из блюд данной трапезы, если малыш проявляет настойчивое желание продолжить совместную еду."
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Ассоциация консультантов по естественному вскармливаниюРейтинг@Mail.ru SpyLOG Rambler's Top100