Центр подготовки консультантов по ГВ
и помощи кормящим мамам
"Мама-Сити"
под руководством Ольги Владимировны Евтух

Консультации и ВЫЗОВ НА ДОМ:
Москва: +7 495 228-03-29 (Вызов на дом, горячая линия),
              +7-926-384-49-19 (Вызов на дом, WhatsApp)
Санкт-Петербург: +7 911 925-46-70 (ВЫЗОВ НА ДОМ)
Владимир: +7 (4922)60-30-04

Услуги и цены

Выбери для себя и малыша лучшее из возможного! 

Подробнее

Вызов на дом

По телефону: +7-495-228-03-29

 Онлайн: Оставьте заявку 

Обучение

Дистанционный курс

Стань консультантом в своем регионе!

Подробнее

Партнерская программа

Вы можете передавать заявку на консультацию в Мама-Сити и получать денежное вознаграждение.

Подробнее

Вопросы о подготовке к школе

У родителей возникает множество вопросов по мере подрастания детей и приближения к школьному возрасту. На некоторые из этих вопросов отвечает наш психолог Елизавета Филоненко.

1.    Что должен знать и уметь ребенок, хорошо подготовленный к школе? Должен ли он уметь считать, знать алфавит, уметь пересказать текст и так далее?

Этот вопрос беспокоит многих родителей,  и неясность здесь происходит именно из - за того, что разные школы предъявляют к детям разные требования. По законодательству школы не имеют права проводить набор детей в виде экзамена, и требовать от дошкольников определенных знаний. Задача начальной школы – обучить детей навыкам счета, чтения и проч., все это входит в программу первых классов.  Однако, на практике множество школ делают условием поступления в них определенных уровень знаний ребенка, и проводят вступительное тестирование. Требования для поступления для каждой школы свои и узнавать их лучше именно в той школе, куда вы планируете отдавать своего ребенка. Обычно в школах существуют подготовительные курсы, где все эти требования освещаются и детей обучают необходимым навыкам. Фактически, эти курсы можно назвать первым годом школьного обучения. 


2.    Кто и каким образом устанавливает, хорошо ли ребенок подготовлен к школе? И на каком этапе – непосредственно перед отправкой в школу, весной при выпуске из детского сада? И что делать, если выяснится, что ребенок подготовлен не очень хорошо?

Существует возраст поступления в школу, и ребенок, развитие которого проходит в рамках нормы, поступает в школу вне зависимости от своих навыков и психологической готовности. Если ребенок еще не достиг максимального возраста поступления в школу (7-8 лет), а родители все же хотят, чтобы в школу он поступил, тогда им имеет смысл пройти тестирование на готовность к школе. Это можно сделать у детского психолога, часто такую услугу предлагают сами школы. По результатам тестирования  можно будет судить об уровне готовности к школе. Такое исследование имеет смысл особенно, если у родителей есть сомнения в готовности ребенка. Надо понимать, что в данном случае проверяется не столько  уровень знаний и навыков (хотя и такой аспект включен в тестирование), сколько психологическая готовность ребенка к школьному обучению. 

Обычно поступление в школу и, соответственно, все вопросы, связанные с проверкой уровня готовности ребенка проводятся весной. Если готовность ребенка невысокая, но все же достаточная для поступления в школу, остается время для того, чтобы укрепить те навыки, которые развиты недостаточно. Ответ на вопрос как именно заниматься с вашим ребенком и каким аспектам уделить большее внимание дает развернутое тестирование, это индивидуальный вопрос.

Если по результатам тестирования на готовность к обучению вы получили рекомендацию отложить поступление до следующего учебного года, то лучше всего так и поступить. Часто родителям кажется, что их ребенок готов к школе (умеет писать, читать, складывать числа и вообще сообразительный), однако психолог дает заключение, что ребенок к обучению не готов. Такая ситуация разочаровывает родителей, которые считали, что навыки ребенка (умение читать, считать и проч.) являются как бы пропуском в школу и гарантией хорошей успеваемости. Это не совсем так, дело в том, что существует еще так называемая психологическая готовность к обучению: навыки управления собой, способность концентрировать внимание в нужное время и на нужных вещах, способность сдерживать импульсивные порывы, понимать необходимость подчиняться инструкции, мотивация к обучению. Без этих «умений» обучение в школе может стать проблемным и ребенку могут угрожать не только психологические трудности, но и проблемы со здоровьем.


3.    Имеет ли какое-то значение, хочет или не хочет ребенок в школу, есть ли у него интерес к учебе? Если мотивация отсутствует, как ее создать? И нужна ли в этом случае помощь детского психолога? 

Да, имеет огромное значение вопрос – хочет ли ребенок в школу! Как вы понимаете заниматься тем, что тебе нравится и заниматься тем, к чему совсем не лежит душа – совершенно разные вещи. В первом случае все получается как бы само собой и как будто крылья вырастают, а во втором случае все силы уйдут только на то, чтобы заставить себя заниматься тем, что «надо».
Создать мотивацию, если она уже разрушена на момент поступления в школу довольно сложно. Лучше постараться ее с самого начала не разрушать.

Назову некоторые моменты, которые пагубным образом влияют на познавательный интерес ребенка и его мотивацию к обучению:

  • опыт раннего детства: чрезмерное пристрастие родителей к «чистоте и порядку» или сильная тревожность родителей. Если ребенок, исследуя мир, постоянно получает замечания за сломанные игрушки, испачканные вещи и т.п. его естественный интерес к познанию постепенно угасает, ведь все его «походы» за знаниями об окружающем мире  заканчиваются наказаниями. С другой стороны, слишком тревожные родители, которые постоянно боятся за жизнь ребенка точно так же блокируют активность ребенка, и его познавательный интерес со временем угасает.
  • чрезмерное рвение в обучении ребенка также пагубно сказывается на мотивации к обучению. Одной из составляющих мотивации ребенка  к обучению является его желание приобрести новый  общественный статус – школьника, учащегося. Но, если родители только и делают, что водят ребенка на занятия, очень похожие на школьные: где существуют уроки, парты, задания, оценки (или их заменители), то у ребенка не возникнет желания и интереса к новой роли – роли ученика. Он и так в ней живет, к  чему же стремиться? Так что важно не переусердствовать на этапе дошкольной подготовки.
  • давление на ребенка в процессе обучения. Например, мама учит ребенка читать. У этого процесса есть три аспекта: приобретение нового навыка, отношения к процессу обучения, отношения с мамой. Допустим, мама делает замечания каждый раз, когда ребенок делает ошибку. Мало того, что это не самый     эффективный путь развития навыка чтения, но в таком процессе еще и страдает отношение к учению вообще. Обучение начинает быть внутренне связанным с неприятным общением, критикой. В обстановке критики познавательный интерес также страдает. Способности развиваются только на фоне положительного эмоционального фона.
  • негативные высказывания о школе, системе образования в стране, конкретно вашей школе и вообще об учебе. Вот некоторые высказывания, которые явно не идут на пользу имиджу школьного обучения, создают школе «плохой пиар» в глазах ребенка:
    «С ужасом вспоминаю свои школьные годы!»
    «Учение – самый тяжкий труд»
    «У нас в стране вообще образование стало отвратительное!»
    «В нашем районе хороших школ вообще нет, а на приличную школу нужны большие деньги» 
    «Сейчас и хороших учителей то нет! Платят им копейки, кто туда пойдет!»

    Подобные высказывания, даже если они не обращены непосредственно к ребенку не способствуют возникновению у ребенка энтузиазма по отношению к школе.

Если вы понимаете, что некоторые ошибки вашего поведения уже имеют свои результаты и мотивация к обучению ребенка низкая, тогда имеет смысл обратиться к психологу, который поможет скорректировать именно вашу ситуацию, тут трудно дать общие рекомендации. Обычно, коррекция возможна и основная работа по этому вопросу остается ответственностью родителей, психолог же намечает те направления, по которым желательно двигаться.  Познавательный интерес – одно из стойких свойств человеческой натуры, полностью истребить его, наверное, мало кому под силу, поэтому корректировка всегда возможна.


4.    С какого возраста малыша родителям следует задуматься о том, что ребенка нужно подготавливать к школе? С 4-ех, 5-ти лет, может быть, раньше? На что при этом обращать внимание, какие способности развивать?

Подготовку к поступлению в школу можно начинать приблизительно за год до предполагаемого поступления. С этим неплохо справляются подготовительные курсы при школах. Самостоятельные занятия лучше всего проводить только в форме игры и  только при наличии у ребенка интереса к данной деятельности. Существует множество пособий для родителей, в которых можно научиться тому, как правильно проводить игровые уроки. Важно брать те пособия, которые соответствуют возрасту ребенка.

Развивать лучше те способности, которые вы видите в ребенка, не стоит плыть против течения. Существуют природные задатки, которые внимательный родитель увидит без труда.


5.    Что следует делать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок был хорошо подготовлен к школе? Например, если ребенку 5 лет, он ходит в детсад, программы детского сада будет достаточно, или имеет смысл записать ребенка на дополнительные занятия в школу/центр развития? И нужна ли такая школа или можно заниматься с ребенком самостоятельно? Если школа нужна, то в каких случаях и как ее выбрать, какие документы имеет смысл посмотреть? Или это могут быть индивидуальные занятия с детским психологом? 

Вопрос отдавать ли ребенка в школу развития или заниматься с ним самостоятельно, а может ограничиться детским садом – сугубо индивидуален. Это зависит: от уровня детского сада, амбиций родителей, склонностей ребенка и даже от состояния его здоровья.
Влияет даже степень занятости родителя. Например, если родители сильно заняты по работе, то стоит задуматься – что принесет больше пользы ребенку – время, проведенное вместе с родителями или курсы рисования, на которые будет потрачено это же  время. С точки зрения развития умений, наверное, первое, а с точки зрения психологического комфорта (который в конечном итоге и есть гарант жизненных успехов) – вероятнее второе. Вопрос: можно ли заниматься самим, тоже очень индивидуален. Способен ли родитель терпеливо и грамотно, поддерживая положительный эмоциональный фон привить ребенку необходимые навыки? Или процесс обучения преимущественно связан с раздражением, взаимным недовольством, а то и вообще оканчивается слезами ребенка и разочарованием родителей? От ответов на эти вопросы зависит решение: развивающая студия или домашнее обучение. 
Обычно центры, в которые водят детей, выбираются по отзывам других родителей. Вероятно, это самый разумный путь.


6.    Сколько времени стоит уделять развивающим занятиям в день, в неделю? Если это зависит от возраста ребенка, то сколько в каком возрасте, начиная с 4 лет?

На мой взгляд, лучше, чтобы, по крайней мере до 6 лет занятия не имели четкого регламента и проводились в игровой форме. Для развития способностей и интереса это оптимальная форма. В принципе можно действовать исходя из идеи, что все наша жизнь и есть в какой – то мере процесс познания. Например, гуляя, мы может узнавать свойства предметов, обогащать свой словарный запас, изучать буквы, наблюдать за природой, покупая что-то -  учиться сложению. Подобные занятия не отвратят вашего ребенка от познавательной деятельности, тогда как необходимость по расписанию усаживаться за букварь, скорее всего, вызовет у него протест. Вообще полезно и  передать ребенку идею о том, что учиться можно и нужно не только и не столько за партой, сколько в процессе жизни, следуя своему интересу. Тут естественно трудно, да и не нужно определять – сколько времени вы потратили на занятия. Если занятия с ребенком все же проводятся в форме урока, нужно как можно чаще менять виды деятельности (запоминание, чтение, пересказ) и учитывать, что способность к концентрации на одном предмете, особенно если этот предмет навязан извне, а не является выбором ребенка, очень небольшая.


7.    Можно ли еще до школы определить, какие у ребенка есть способности и какие типы профессий ему подойдут, чтобы сориентироваться, нужно ли отдать его в специализированную школу? 

Склонности и задатки ребенка можно определить достаточно рано. Но в настоящее время большинство специалистов  придерживается мнения, что ранняя специализация нежелательна, т.к. мешает всей полноте реализации потенциала ребенка. Случаев ярких и отчетливых способностей в какой - то одной области сравнительно немного, большинство детей имеют задатки в нескольких областях, поэтому неразумно было бы лишать ребенка возможности пробовать себя в разных сферах деятельности. К тому же ранняя специализация в большинстве случаев – выбор родителей. Мнение ребенка в данном случае, (если оно вообще учитывается) является, мягко говоря, незрелым.

Наверное, более правильно было бы дать ребенку свободу и возможность впоследствии выбирать направление будущей деятельности уже на основании тех реальных знаний, которые он получит в самых разных областях.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии   

0 # Freeman 08.11.2018 10:04
I see you don't monetize your website, don't waste your traffic, you can earn additional
bucks every month. You can use the best adsense alternative for any type of website (they approve
all websites), for more details simply search in gooogle: boorfe's tips monetize your website

My blog post; BestGeraldo: https://FollowAlberta.blogspot.se
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Cornell 24.10.2018 04:32
I see you don't monetize your website, don't waste your
traffic, you can earn extra cash every month. You can use
the best adsense alternative for any type of website (they approve all
websites), for more info simply search in gooogle: boorfe's tips monetize your website

Feel free to surf to my web site BestElyse: https://MightyJanice.blogspot.co.uk
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Romeo 31.07.2018 18:18
titiek puspa jatuh cinta lyrics: http://tinyurl.com/y83mh8u7
ayushita insta: http://tinyurl.com/afsos8u
http://tinyurl.com/y999fnm8 video arumi bachsin
http://tinyurl.com/ydddpudk fitri carlina fb
biografi ajun perwira: http://tinyurl.com/ybna2dr9

Also visit my web page - diah permatasari dan anak: http://tinyurl.com/yctxtfax
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Jung 09.06.2018 02:23
Quality articles is the key to attract the visitors to pay a
visit the site, that's what this web site is providing.

Feel free to surf to my web site; займ на банковскую карту: https://zajm-na-kartu-onlajn.ru/
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Dorris 04.04.2017 09:45
У нас была проблема с чтением, поэтому мы учили буквы с нейропсихологом где-то около 7 месяцев. Вот такие методики нам давали, если кому надо: http://vps-psycho.host4g.ru/?page_id=70
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Ассоциация консультантов по естественному вскармливаниюРейтинг@Mail.ru SpyLOG Rambler's Top100